Производительность 2020

Программа «Производительность 2020» (далее – Программа) разработана в рамках реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана», Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, Государственной программы и протокола 23-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан № 01-8.1 от 4 июня 2010 года. Программа разработана при методологической поддержке Всемирного Банка и является одним из инструментов реализации Государственной программы.

Целью программы является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда.
Задачи программы:

Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:

1 этап – с 2011 года по 2014 годы, при этом 2011 год – является пилотным.
В 2011 году реализация Программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив, модернизации действующих предприятий и усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий. По итогам реализации пилотной фазы в Программу могут быть внесены изменения и дополнения, а также дополнительные меры государственной поддержки.
В 2012 – 2014 годах реализация Программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив и модернизации действующих предприятий и усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий.

2 этап – 2015-2020 годы.
В 2015 – 2020 годах реализация Программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив и модернизации действующих предприятий.

Критерии, предъявляемые к участнику Программы

Участниками Программы могут быть субъекты предпринимательства, соответствующие следующим критериям:
реализующие и (или) планирующие реализовать инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики в рамках Государственной программы согласно приложению 1 к настоящей Программе и планирующие выпуск продукции, представленной в приложении 2 к настоящей Программе;
финансово устойчивые (положительная кредитная история, отсутствие налоговой задолженности и др.);
имеющие комплексный план инвестиционного проекта (комплексный план инвестиционного проекта может быть разработан заявителем самостоятельно или с привлечением консалтинговой компании из утвержденного администратором Программы перечня).
Комплексный план инвестиционного проекта должен предусматривать достижение следующих показателей:
финансовая окупаемость инвестиционного проекта;
повышение производительности труда в два раза, но не менее чем в полтора раза от среднего отраслевого уровня по проектам модернизации действующих предприятий или в три раза от среднего отраслевого уровня по новым инвестиционным проектам;
конкурентоспособность продукции (востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции).

Порядок участия в Программе

Участие в Программе носит заявительный характер и меры государственной поддержки предоставляются по следующей схеме:

  1. Заявитель обращается к оператору Программы и предоставляет необходимый пакет документов (в том числе комплексный план инвестиционного проекта, разработанный совместно с консалтинговой компанией из перечня или с экспертизой консалтинговой компании из перечня, в соответствии с установленными требованиями).
  2. Оператор Программы готовит экспертную оценку представленного пакета документов. Экспертная оценка должна содержать в себе заключение о соответствии приоритетам Государственной программы, отраслевых программ и сравнение показателей по производительности труда и энергоэффективности, а также на основании экспертной оценки комплексного плана инвестиционного проекта консалтинговой компании или комплексного плана инвестиционного проекта, разработанного консалтинговой компанией, информацию о необходимости проведения модернизации и предоставлении мер государственной поддержки.
  3. Оператор Программы направляет экспертную оценку заявителю и оператору инструмента.
  4. При положительной экспертной оценке оператор Программы осуществляет оплату участнику части затрат, понесенных при разработке или экспертизе комплексного плана инвестиционного проекта в соответствии с подразделом 4 «Инструменты Программы» настоящго раздела Программы.
  5. Далее при необходимости получения иных инструментов заявитель обращается к оператору инструмента.
  6. Оператор инструмента осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в соответствии с установленными требованиями. Оператор инструмента информирует заявителя и оператора Программы о принятом решении.
  7. При положительном решении оператора инструмента, оператор Программы, оператор инструмента и участник заключают соответствующие соглашения, которыми предусматриваются: права и обязанности сторон; индикаторы результатов внедрения инструмента; ответственность оператора инструмента и участника и др.
  8. Мониторинг реализации инвестиционных проектов участников Программы проводится оператором Программы и операторами инструментов в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.
  9. Результаты мониторинга реализации инвестиционных проектов участников Программы выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии.
  10. Регламент реализации Программы, формы заявок, перечень представляемых заявителем документов, сроки рассмотрения заявок, типовая форма соглашения, формы и сроки мониторинга реализации Программы в целом и инструментов в отдельности, требования к разработке комплексного плана инвестиционного проекта утверждаются администратором Программы после рассмотрения межведомственной комиссией.

Инструменты Программы

Государственная поддержка в рамках Программы заключается в:
оплате за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта;
предоставлении долгосрочного лизингового финансирования;
привлечении квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций (обеспечение квалифицированного сопровождения проекта при осуществлении выбора, приобретения, установки и запуска технологического оборудования);
предоставлении инновационных грантов;
привлечении высококвалифицированных зарубежных специалистов;
внедрении современных управленческих и производственных технологий (технологии, повышающие экономическую эффективность предприятия, в том числе автоматизированных систем управления, международных стандартов управления, Lean, Кайдзен и другие).
Предоставление мер государственной поддержки осуществляется следующим образом.
Оплата за разработку или экспертизу комплексного плана консалтинговой компанией:
В рамках Программы предусматривается оплата расходов в размере 50 %, но не более 7,5 млн. тенге за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта консалтинговой компанией.
Механизм оплаты за разработку или экспертизу комплексного плана консалтинговой компанией:

    1. Заявитель самостоятельно определяет консалтинговую компанию из утвержденного перечня для разработки или экспертизы комплексного плана инвестиционного проекта.
    2. Заявитель и консалтинговая компания заключают договор о разработке или экспертизе комплексного плана инвестиционного проекта.
    3. Заявитель представляет полный пакет документов оператору Программы. При положительной экспертной оценке оператор Программы осуществляет оплату участнику части затрат, понесенных при разработке или экспертизе комплексного плана инвестиционного проекта.

Предоставление  долгосрочного лизингового финансирования:

Долгосрочное лизинговое финансирование предоставляется участнику оператором инструмента. Оператор инструмента – акционерное общество «БРК - Лизинг» – дочерняя организация акционерного общества «Банк развития Казахстана».
Заявитель должен обеспечить участие денежными средствами в реализации проекта в размере не менее 15 % от общей стоимости предметов лизинга при использовании инструмента долгосрочного лизингового финансирования.
Стоимость предмета лизинга должна быть не менее 150 млн. тенге.
Долгосрочное лизинговое финансирование предоставляется сроком до 10 лет. Ставка вознаграждения по договору финансового лизинга для участника не должна превышать 7,5 %.
Механизм предоставления долгосрочного лизингового финансирования:
1.  Подача заявки на долгосрочное лизинговое финансирование оператору инструмента осуществляется участником согласно установленной формы после получения положительного экспертного заключения оператора Программы.
2.  Оператор инструмента рассматривает заявку в установленном порядке и выносит решение о предоставлении (непредставлении) долгосрочного лизингового финансирования.
3. При положительном решении оператора инструмента, оператор инструмента и участник заключают договор финансового лизинга.
Привлечение квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций:
Привлечение квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций осуществляется для обеспечения квалифицированного сопровождения проекта при осуществлении выбора, приобретения, установки и запуска технологического оборудования.
Оператор инструмента – юридическое лицо со 100-процентным участием государства в его уставном капитале, основным предметом деятельности которого является содействие в обеспечении координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки.
В рамках Программы предусматривается софинансирование из республиканского бюджета расходов в размере 30 %, но не более 30 млн. тенге на 1 (один) инвестиционный проект, за привлечение квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций.
Софинансирование осуществляется по результатам оказанных услуг участнику проектными и инжиниринговыми компаниями.
Механизм привлечения квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций:

  1. Подача заявки на привлечение квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций оператору инструмента осуществляется участником согласно установленной формы после получения положительного экспертного заключения оператора Программы.
  2. Оператор инструмента рассматривает заявку в установленном порядке и выносит решение о предоставлении (непредставлении) инструмента.
  3. При положительном решении оператора инструмента, оператор инструмента и участник заключают соглашение о предоставлении инструмента.

Предоставление инновационных грантов:
Инновационные гранты предоставляются для реализации новых проектов, а также по реализуемым проектам, направленным на модернизацию и расширение производства.
Оператор инструмента – юридическое лицо со 100 процентным участием государства в его уставном капитале, основным предметом деятельности которого является содействие в обеспечении координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки.
Предоставление инновационных грантов осуществляется в соответствии Правилами предоставления инновационных грантов, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
Привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов:
Привлечение высококвалифицированных зарубежных инженерно-технических специалистов осуществляется для совершенствования технологических процессов и повышения эффективности использования оборудования.
Оператор инструмента – юридическое лицо со 100-процентным участием государства в его уставном капитале, основным предметом деятельности которого является содействие в обеспечении координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки.
В рамках Программы предусматривается софинансирование из республиканского бюджета расходов за привлечение высококвалифицированных зарубежных инженерно-технических специалистов в размере 50 %, но не более 9 млн. тенге на 1 (одного) специалиста в год и не более 3 (трех) специалистов по одному инвестиционному проекту. Инструмент предоставляется сроком не более 1 (одного) года.
Софинансирование осуществляется по результатам оказанных услуг зарубежными инженерно-техническими специалистами участнику.
Механизм привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов:

  1. Подача заявки на привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов оператору инструмента осуществляется участником согласно установленной формы после получения положительного экспертного заключения оператора Программы.
  2. Оператор инструмента рассматривает заявку в установленном порядке и выносит решение о предоставлении (непредставлении) инструмента.
  3. При положительном решении оператора инструмента, оператор инструмента и участник заключают соглашение о предоставлении инструмента.

Внедрение современных управленческих и производственных технологий:
Стимулирование роста управленческого уровня отечественных предприятий и реализация их скрытого потенциала эффективности проводится через внедрение современных управленческих технологий.
Оператор инструмента – юридическое лицо со 100-процентным участием государства в его уставном капитале, основным предметом деятельности которого является содействие в обеспечении координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки.
Результатом внедрения управленческих технологий на предприятиях является повышение эффективности организации производства и производительности труда без дополнительных капиталовложений, то есть предусматривается внедрение технологий, повышающих экономическую эффективность предприятия, в том числе автоматизированных систем управления, международных стандартов управления, Lean, Кайдзен и других.
В рамках Программы предусматривается софинансирование из республиканского бюджета в размере 70%, но не более 5 млн. тенге на оплату услуг привлеченных консультантов для разработки плана внедрения управленческих технологий, а также софинансирование из республиканского бюджета в размере 30 %, но не более 10 млн. тенге от затрат понесенных на реализацию плана внедрения управленческих технологий по одному проекту.
Софинансирование осуществляется по результатам оказанных услуг участнику консультантами.
Механизм внедрения управленческих технологий:

  1. Подача заявки на внедрение управленческих технологий оператору инструмента осуществляется участником согласно установленной форме после получения положительного экспертного заключения оператора Программы.
  2. Оператор инструмента рассматривает заявку в установленном порядке и выносит решение о предоставлении (непредставлении) инструмента.
  3. При положительном решении оператора инструмента, оператор инструмента и участник заключают соглашение о предоставлении инструмента.

Необходимые ресурсы и источники их финансирования

На реализацию Программы из республиканского бюджета в 2011 году предусматривается 19,9 млрд. тенге.
Дальнейшее финансирование Программы будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы, а также привлеченных внешних займов по отдельным инструментам государственной поддержки.

 

 

Страница изменена: 01-06-2017